Несостоявшаяся сенсация

Современна ли православная церковь?

Еще совсем недавно город пестрел бесчисленными плакатами: “Жизнь. Как в ней разобраться?” Это означало: дабы помочь разобраться в жизни, к нам нагрянуло очередное протестантское шоу. Арендован был Дворец спорта, гремели оркестры, пели хоры, длинно говорили проповедники. Как и положено при столь масштабных мероприятиях, была устроена пресс-конференция, где один из пасторов отозвался о Православии как не соответствующем нашему времени. Действительно ли это так?

Киевская Русь, как известно, приняла Крещение от греков более тысячи лет назад. Предание говорит, что князь Владимир, крестивший Русь, тщательно испытывал все веры и нашел, что Православие для его земляков вера самая подходящая. Православие, действительно, оказалось наиболее близким строю жизни и складу мышления наших предков. Да, святой Владимир насаждал Крещение “сверху”, но если бы при этом не было задето каких-то особенных потаенных струнок “снизу”, не устояло бы дело сие на тысячу лет, не дало бы таких массовых примеров святости, мученичества, исповедничества, подвижничества среди монахов, простолюдинов, князей, всех тех, кого называли “добрыми людьми Святой Руси”. Православное христианство покоряло не силой, а высотой своего идеала, внутренним светом любви, смирения, благородством самоотречения, строгостью и красотой своего Богослужения, гармонией жизненного уклада. Даже подчеркнутая созерцательность Православия пришлась по душе восточнославянской несуетной широко-добродушной натуре, искавшей не корысти и преобладания, но покоя и мира. Слова Апостола о том, что не следует здесь искать постоянного обиталища, но устремляться к грядущему, народ воспринимал буквально, и не устремлял всех сил души к земному благополучию и преуспеянию. Накопление богатств никогда не считалось добродетелью: “Роскошь... Мы растащили ее на земные дела, для грубого личного эгоизма; между тем как, конечно, народное употребление богатств есть всегда церковное, храмовое и праздничное” (В. Розанов). Поиск спасения души, печаливший даже самых отчаянных злодеев (Ивана Грозного, например), уравновешивал царившую повсеместно лютость и дикость нравов. Со Христом наши предки благодушно учились претерпевать исторические и личные нестроения, черпав в двухтысячелетней греко-восточной мистической и аскетической традиции подлинную мудрость — не как многознания, а как опыт причастности к Вечности. Несмотря на все те бури, которые пронеслись над нашей страной, Православие устояло. Народ лишить его родовой памяти не так-то просто.

Церковь Христова, по слову Господа, пребудет до скончания века, ибо Церковь — не общественная организация, так сказать, обслуживающая какие-либо стороны жизни человека. Она — род моста между человеком в его падшем, греховном состоянии и Богом. С одной стороны, Церковь погружена в Беспредельное, с другой — обращена к грешному, а значит страдающему человеку. Многие склонны видеть в Церкви лишь человеческую ее сторону. Видя в церковном сообществе людей грешных, одержимых многими страстями, они “разочаровываются” в Православии, забывая слова Спасителя: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”. Церковное собрание как раз и состоит из людей, которые видят себя погибающими от греховных болезней, и, не имея сил от них избавиться самостоятельно, надежды свои возлагают на Христа. Церковь похожа на больницу, полную разнообразных пациентов; кому-то могут претить их гноящиеся раны и язвы, но так бывает лишь до тех пор, пока осуждающий не воззрит на свои собственные раны и язвы.

Еще Православная Церковь похожа на школу, но учат там не каким-нибудь добрым или полезным навыкам; там не учат даже религии в общепринятом смысле этого слова. Церковь дает реальный опыт Бога, причастие Богу. И учение Православия, и строй Богослужения, и самый ритм жизни церковной, должны ставить человека перед Христом, Который всегда открыт навстречу человеку. Человек может, если пожелает, идти к Богу, учась в Церкви, как в школе, отвечать своею любовью на Его призывающую Любовь. Да, любви надо учиться, ибо она совсем не есть врожденное свойство нашей души. Здесь, конечно, не имеется в виду та эгоистическая жажда обладания, которую мир привычно именует любовью. Гегель однажды сказал, что любить — это потерять себя в другом “я”, чтобы найти себя подлинного. Обретение человеком себя в Боге, преображение человеческого естества при сохранении свободы, индивидуальной неповторимости личности, или, как выражались святые отцы, восстановление в человеке образа Божия, — вот куда направлены усилия Церкви. И эта цель достигается не одними усилиями человека, и не одним действием Бога, но сопряжением произволений — Божеского и человеческого.

В Церкви немало таинственного, не поддающегося рациональному осмыслению, например, природа таинств — Евхаристии, Крещения, Елеосвящения и др. Их благодатность и подлинность удостоверяет только опыт, который невозможно подменить самым тщательным толкованием. Вкусите и видите, как благ Господь, говорит о том Псалмопевец.

Церковь — это еще и принципиально новая общность людей, объединенная не общими интересами или увлечениями, но Христовой любовью, давшей нам в пищу Свои подлинные Плоть и Кровь. Через Причастие Его Плоти и Крови мы становимся частицами Его Тела, составляя как бы единый организм, где бессмертие Христово разливается по каждой клеточке, но и боль одной клеточки отзывается болью во всем теле.

В Церкви могут изменяться внешние порядки, но изумительно неподвижным, со времен Христа и апостолов, остается ее учение, ни на йоту не исказившее Евангельского духа, пронесенное через мировые катастрофы, не тронутое бесчисленными ересями. В этом несовременность, или вневременность Православия и Его сила.

Демон смерти и лжечудеса

Газета “Независимость” от 27 августа с.г. поведала о некоем индийском гуру, шесть суток сидевшем на дне озера, на 59-метровой глубине в состоянии глубокого транса. Всё это проделал он с помощью и в честь богини Кали. Наука, сказано в материале, в данном случае ничего сказать не может. И это неудивительно — ведь речь идет о явлении не физического, а духовного порядка.

Необходимо вспомнить, кто такая эта богиня. Даже среди малосимпатичных божеств индуистского пантеона она занимает особое место. Кали — богиня разрушения, убийства, кровопролития; она обычно изображается в свирепом обличьи, с орудиями убийства, в ожерелье из черепов. Она, согласно верованиям индуистов, там, где война и всякое зло: нынешний век (что очень симптоматично) называется ее именем — Кали-юга. Для нас ее имя — одно из имен диавола.

В Евангелии диавол назван князем мира сего (по-гречески: космократор, властелин космоса). В святоотеческой письменности он именуется князем воздушным, повелителем духов злобы поднебесных. Наш мир — это его вотчина. Эта ненависть и зависть давно уничтожили бы род людской, если бы не милосердие Божье, связывающее диавольскую злобу и жажду уничтожения. Над человеком диавол имеет лишь ту меру власти, которую сам человек согласен ему дать. Мы все, как писал св. Игнатий Брянчанинов, до некоторой степени обольщены лукавым (каждого он искушает тем же, что и Христа в пустыне: властолюбием, славолюбием, сластолюбием), но покаяние и печаль о грехах своих разрушают демонские козни.

Однако всегда находились люди, плененные иллюзорной силою зла, готовые служить князю тьмы. В “Прологе” повествуется о разбойнике, заключившем с сатаной договор и всегда, при всякой опасности, остававшемся невредимым. Как-то разбойник был схвачен и приговорен к смерти. Он остался абсолютно спокоен, думая, что сатана его непременно выручит. Был он спокоен и тогда, когда вели его к месту казни. Уже на эшафоте он увидел беса и обрадовался. “На сей раз, приятель, — сказал ему тот, — я пришел за душой твоей, ибо я все время оберегал тебя ради этой минуты. Ты укрепился в своей дерзости и укоренился во грехе, и уж нет тебе времени на покаяние”.

Диавол готов наделить своих слуг сверхъестественными способностями: служанка из “Деяний апостольских”, одержимая нечистым духом, обладала даром прорицания (как и известный, прошлого столетия, московский юродивый Иван Яковлевич, как и нынешние гадалки и колдуны), обольщенный бесами затворник Никита из Печерского монастыря получил феноменальную память и т.д. А сколько в Житиях святых повествований о мгновенных перемещениях в пространстве, полетах с диавольской помощью, чудесных огнях, надземных и подземных явлениях и видениях! Несчастный, получивший такие “дары”, в самообольщении и гордыне своей не помнит о покаянии. Через него демоны обольщают и соблазняют других “знамениями и чудесами ложными” — так наименованы демонские чудеса в Евангелии. Ложны они по самой сути своей: что всегда пустые эффекты, трюкачество (диявол, дерзнувший восстать на Творца и присвоить себе Его функции, к творчеству неспособен; его “творения” — не более чем карикатура, жалкое эпигонство, невыразимая пошлость). Назначение подобных чудес — поразить воображение, пленить, подчинить себе ум. Последнее в наше время вовсе несложно: разум современного человека, сконцентрированный на вещах земных, в остальном оказывается рассеянным, расслабленным и почти неспособным к духовному труду, ибо не утвержден в Боге. Но ведь “начало премудрости — страх Господень”...

Не будем же изумляться происходящему. Наш “технотронный”, “компьютерный” век “отодвинул” Бога на периферию человеческого сознания, открыв дорогу магии, оккультизму, суевериям и откровенному демонизму. Увы, прав был замечательный русский философ И. А. Ильин, говоривший, что человек, утратив веру в Бога, легко и охотно продает свою душу диаволу. Будем, по призыву св. апостола Петра, “трезвиться и бодрствовать, ибо противник наш, диавол, ходит как лев рыкающий, ищущий, кого поглотить”.

“Спасители” из космоса

Одна местная газета недавно поведала читателям сенсационную историю: оказывается, астронавты НАСА неоднократно наблюдали инопланетные летательные аппараты, но хранили о том молчание, подчиняясь строгому запрету руководства. Речь идет о полетах американцев на кораблях “Джемини” и “Аполлон” в 60-е годы. Известно, что эти экспедиции были кратковременными, до предела насыщенными исследованиями и отнюдь не напоминали увеселительную прогулку, позволяющую глазеть в иллюминатор. Впрочем, нельзя отрицать, что астронавты могли что-то видеть. Ведь космос не есть абсолютная пустота. Он полон космических тел (метеоритов, астероидов, комет) различной величины и формы, пронизан излучениями, способными создавать необычные оптические эффекты, так что какой-нибудь причудливый метеорит, особенным образом отражающий свет, возможно принять за “чужой” корабль. К тому же, шестидесятые были временем расцвета научной фантастики. Масса историй о пришельцах и приключениях на далеких планетах обрушилась тогда на читателя. Стремительное развитие космонавтики будоражило воображение, ширились слухи об НЛО, визитерах из иных галактик, якобы кем-то виденных и т.д. Общественные увлечения тех лет могли подтолкнуть астронавтов к неверной оценке объекта наблюдения; может потому осторожные руководители НАСА решили не предавать гласности их догадки и мнения — хотя более вероятным представляется другое: они просто ничего сверхъестественного не видели, а история эта — не более чем “утка”...

Однако “'пришельцев” не забыли. Многие продолжают верить в их существование, надеясь, что прилетят когда-нибудь они, премудрые, из своего космического далека и дадут знания, и разрешат наши неразрешимые проблемы, словом, станут “спасителями” человечества. Но среди наивности этих грез христианскому сознанию хорошо заметны черты демонизма: “гости из космоса”, которые должны спасти нас от невзгод земного бытия мощью своего знания — прямые антиподы Христу, спасающему нас от вечной смерти Своей Любовью. Именно знанием искушал диавол праотцев в раю, земными благами и могуществом он искушал Иисуса в пустыне.

Древний обольститель ратует за душу каждого человека. С приближением конца времен все более изощренными становятся его методы. Здесь годится даже всякое вранье и вздор: как говорил св. Феофан Затворник, если диаволу не удается увлечь, то хоть время потерять заставит — все его добыча...

Мерзость запустения

Если открыть любую газету в разделе объявлений, то непременно обнаружится в ней с дюжину предложений такого рода: “снятие сглаза, порчи, помощь в бизнесе”, “народный целитель лечит все недуги”, “экстрасенс-биоэнергетик исправляет биополе” и т.п. Истории о всевозможных магах и чародеях пестрят в средствах массовой информации, колдовство именуют профессией, да еще престижной (“Суббота” от 27.11.97), шаманы устраивают конгрессы, астрологи консультируют политиков, а к ведьмам и знахарям стоят длиннейшие очереди... Люди мира сего, не имея четких духовных ориентиров, живя без Церкви, легко становятся “клиентами” ведьм и колдунов. Понимают ли они, к кому на поклон готовы идти они ради достижения своих целей?

Древний шаманизм и языческий магизм определенно знали, что обращаются они не к безликим “энергиям”, а к духам и богам, которых Библия всех без исключения именует бесами (Пс. 105, 35-37). Каждому из них подобал особенный ритуал — кому заклинание, кому жертвоприношение. Ритуалом контакт и ограничивался, ибо отношения с миром духов и языческих божеств мыслились сугубо юридически: если в точности сделано то, что нужно духу, он обязан выполнить то, что нужно человеку. Отношения любви в этой системе невозможны и не нужны.

Бог есть любовь, говорится в Евангелии. Ответное движение человеческой души на Божью любовь есть вера. Именно вера была главным условием чудесных исцелений, описанных евангелистами. Там, где Иисуса не принимали как Сына Божия, исцеления не совершались (Мф.13, 58). Апостолы, получившие от Христа дар врачевания недугов (Мф. 10, I) не могли изгнать беса из отрока, ибо искавший у них помощи отец его был из числа маловерующих (Мф.9,17-27). Верующему главное — искание общения с Возлюбленным, а не возможность получения от Него подарков.

Оккультизму чужды и вера, и любовь. “Правильные технологии” — вот то, что по воззрениям колдунов и магов должно заставить “работать” Бога. Храм, дом Господень, для оккультистов — “силовая станция космической энергии”: и “подзарядит”, и “карму почистит”, уготовляя почву для вмешательства экстрасенса или “белой” ведьмы; таинства и обряды — не место мистической встречи души с Богом, а “компоненты технологии”, позволяющие добиться искомого результата. Но когда из церкви и таинств удаляют их истинный смысл, остается пустая форма, ни к чему не пригодная: “Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна...” (Мф.5,13)

Демонский, антихристианский характер оккультизма очевиден. Цена этого рода “услуг” непомерно высока: всякий, обратившийся к колдуну, добровольно вверяет себя сатане и отвергает Бога. И да не введут никого в заблуждение иконы в доме знахаря или иного “доброго волшебника”, их внешняя церковность, бормотание молитв, требование от приходящих исполнения каких-либо церковных обрядов. Где нет болезнования сердечного об Истине, растворенного печалью о своих грехах, а есть лишь стремление любой ценой устранить то, что мешает наслаждаться земными благами, там не поможет ни икона, ни скользнувший по периферии сознания обряд, за которые “добрые волшебники” удачно прячут свою бесовскую сущность.

Нынешний расцвет неоязычества и оккультизма — закономерный плод неверия, хладности и окамененности сердец, лишивших себя причастия Божией любви. Поистине, это и есть та “мерзость запустения, стоящая на святом месте” — в душах человеческих — о которой пророчествовал Господь (Мф.24,15), как о знамении пришествия антихриста — великого чародея, главы оккультистов, обольстителя народов...

Никакой крови.

Среди последователей секты “свидетелей Иеговы” имеет хождение бумага, озаглавленная “Медицинский документ. Никакой крови”. Там говорится: “Я ... предупреждаю о том, чтобы мне не делали переливания крови, даже если врачи будут считать, что это очень важно для моего здоровья или жизни ... Я оформил этот документ по своей собственной воле, согласно с моим правом пациента и моей верой, как свидетеля Иеговы. Библия указывает “воздерживаться от... крови” (Деян.15,28-29) ... Я иду на любой дополнительный риск, который может возникнуть вследствие моего решения. Я освобождаю ... медперсонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия по причине моего отказа... В случае утраты мною сознания я уполномочиваю одного из двух нижеуказанных свидетелей проследить за исполнением моего решения.”

Из “медицинского документа” видно, что его авторы отлично осведомлены об опасности для здоровья и жизни больного при отказе от гемотрансфузии. Как бы не уверял журнал “Сторожевая башня” в бесполезности и вредности переливания крови, любой врач убежден в обратном: переливание крови и ее препаратов (плазмы, альбумина, эритромассы, лейкомассы) спасло десятки тысяч жизней. Впрочем, любой “свидетель”, согласно с правом пациента, может настаивать на отказе от гемотрансфузии вообще без всякой мотивировки. Но не стоит обосновывать такой отказ цитатой из Деяний (фрагмент послания Апостольского собора уверовавшим из язычников); “Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого — воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите”. Поистине, немало фантазии требуется, чтобы увидеть здесь запрещение переливания крови. Во времена апостольские медицина не знала такого метода. Приведенный Собором запрет касался употребления в пищу крови животных, что было неприемлемым для христиан из иудеев и препятствовало сближению и общению их с бывшими язычниками. Иудеи никогда не ели крови и мяса с кровью (удавленины), руководствуясь прямым Божиим запретом (Быт.9,4), неоднократно повторенным (Лев.17,14). В указанных местах Библии говорится, что в крови душа животного, но нигде не сказано, что и человека тоже. Душа человека далеко не тождественна душе животного, ибо несет в себе черты Образа и Подобия Божия. Но, предположим, что наивно-материалистические рассуждения сектантов справедливы. Почему же нельзя перелить кровь от человека человеку? Ведь Христос сказал: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин.15,13). Разве отдать свою кровь для спасения чужой жизни не есть творить любовь?

Вспоминается страшное землетрясение в Армении. Сотни жителей нашего города пришли тогда на станции переливания крови, чтобы отдать свою кровь пострадавшим. “Свидетелей” среди них, конечно, не было.

Приглашение в диавольские “сети”

Немецкий философ Баадер однажды высказал такую мысль. Бог желает, чтобы человек сделался Его послушным орудием, предал себя в Его благую волю. Если человек соглашается, тогда Бог поднимает его до степени соучастника Своих дел (как Адам был соработником Богу в творении мира) и, наконец, делает его Своим свободным посланником или мастером, подлинным царем всей твари. Диавол действует наоборот: признавая в свободном человеке достоинство мастера, хитрыми уловками он склоняет человека к сотрудничеству с собой, дабы затем превратить его в свое послушное орудие.

Лукавая идея торговой “пирамиды” или “сетевого маркетинга” подтверждает правоту мыслителя. Здесь человек, озабоченный исканием материальных благ и не слишком обремененный идеалами нравственности, легко включается в систему психологических манипуляций. Становясь продавцом “сети” или “дистрибьютором”, он должен использовать доверительное отношение к нему знакомых ему людей и продать им некий товар. Скидки и льготы для “клиента”, действующие в случае, если он сам соглашается стать распространителем, должны, по мысли авторов “пирамиды”, втягивать в “сети” максимальное количество людей. Желание заработать “по легкому”, в стиле небезызвестных лисы Алисы и кота Базилио, заставляет вольно или невольно лгать, ловчить и изворачиваться немалую часть нашего общества, делая низкую корысть мировоззрением и образом жизни, формируя психическую и материальную зависимость от “сети”.

Что это, в конечном итоге, приносит человеку (кроме прибыли, которая, по большей части, гипотетична)? Чаще всего — психологические, а иногда и психиатрические, проблемы. “Сверхценные идеи” искажают восприятие мира до того, что ближний начинает восприниматься только как потенциальный “клиент”; мыслительный процесс выходит из-под контроля, появляются навязчивые состояния, снижается критичность, повышается внушаемость вплоть до возможности зомбирования.

Диавол — всегда разрушитель. Вновь и вновь он ищет лазейки к человеческим душам, пытаясь исказить образ Божий в человеке, сделать его рабом маммоны и удалить от Источника жизни — Бога.

Несостоявшаяся сенсация

Совершилось, если верить местной газете, перепечатавшей сообщение из интернета, потрясающее научное открытие: “расшифрована” Библия. Некие ученые отпрепарировали истинную суть ее от разных пустяков; ученый мир, по выражению газетной статьи, ахнул. Вот только было ли отчего?

Первый вопрос касается метода дешифровки. Известно несколько текстов Библии, точнее, Ветхого Завета. Древние рукописи. скажем, найденные в Кумране, отличаются от масоретского текста, отредактированного раввинами в VI в.; масоретская версия имеет расхождения с Септуагинтой (греческий перевод семидесяти толковников, сделанный еще до Рождества Христова). Несовпадения касаются и отдельных слов, и их последовательности, и довольно больших отрывков. Какому же варианту отдать предпочтение? Кроме того, надо знать, что в древнем еврейском письме нет гласных, так что даже читая одно и то же, древние жители Иудеи произносили слова совсем не так, как, на пример, галилеяне; различные диалекты были и у разных колен Израилевых (в Библии есть эпизод, когда представителей колена Вениаминова определили по манере произношения одного слова). Составить же только из согласных букв понятия, не имеющие еврейских корней — типа “Кеннеди”, “Билл Клинтон”, “Кобэ”, “президент”, “русские ракеты” и т. д. — просто невероятно. Впрочем, ежели при развитом воображении долго раскладывать подобные пасьянсы из букв, то вполне возможно что-нибудь да найти: вспомним Пьера Безухова, подгонявшего имя Наполеона под число 666 — в конце концов, у него получилось. На кофейной гуще, кстати, тоже неплохо получается...

Наивно и бессмысленно искать сокровенного смысла Библии анатомируя ее как мертвое тело. Наивно и бессмысленно — как поступок муллы, описанный Пушкиным в “Набросках”: он изрезал на куски и съел Коран, думая проникнуться его духом. Дешевая сенсация, “утка” — вот точное определение подобной попытки. Автору ее не было нужды подписываться под статьей (она и не подписана): рожки сами торчат. Не только пошлый, развязный тон и старание изгадить Святыню обличают сего “автора”, но и обвинения, предъявляемые Творцу (по мысли статейки, раз есть “предсказания”, значит Бог все-таки существует).

Обвинение первое: история шести дней творения, происхождение человека, потоп, ковчег и т.д. — не соответствуют данным науки. Только какой именно? Физики, химии, геологии, истории? И в чем, в каких твердо установленных фактах это несоответствие? Вновь и вновь подобным “критикам” приходится повторять: Библия — не научный справочник и не монография. Она написана людьми, жившими около четырех тысяч лет назад, которые Божие Откровение излагали в понятиях, свойственных своему времени. Шесть дней творения не тождественны шести календарным дням и представляют собой шесть периодов творения (что, кстати, подтверждается данными геологии и палеонтологии); человек, по мысли Книги Бытия, создан из материи уже существующей “праха земного”, чтобы быть связующим звеном между миром физическим и миром духовным, тогда как остальной мир сотворен “из ничего” (преп. Максим исповедник, живший в VII в. учил, что Творец Своими созидающими энергиями расчленил пустоту на “плюс” и “минус” - бесконечности, и так образовал материю); потоп реально имел место в истории человечества, а Ноев ковчег без труда мог вместить генетический код всех тварей земных. Подобным образом можно разрешить и другие недоумения. Вера и подлинная наука никогда не были антагонистами: верующими были Ньютон, Паскаль, Павлов и многие другие выдающиеся ученые.

Обвинение второе: Бог — виновник зла в этом мире. Он ответственен за всю человеческую историю с ее несправедливостью, войнами, предательствами, эпидемиями, катастрофами, гибелью невинных детей и т. д. По учению одного из Отцов Церкви V в, блаженного Августина, зло не имеет сущности и является всего лишь отсутствием добра. Поскольку Бог есть абсолютное Добро, то, по мере удаления от Него, в вещах этого мира уменьшается количество добра и нарастает масса зла. Человек, говорит Библия, создан по образу и подобию Божию, а значит наделен разумом и свободной волей. Свободным решением своим избирает каждый, следовать ли ему добру (и максимуму добра — Богу (или злу) и максимуму зла, т.е. полноте отсутствия всякого добра — диаволу.)

Если свободную волю человека парализовать и навязать ему чужую, что же останется от человека? Бог не желает попрания Своего творения. Он хочет, чтоб мы сами избирали путь следования Его воле — путь совершенствования в любви. Он подобен мудрому строителю, воздвигшему прекрасные чертоги, и разве Его вина, что жильцы все портят, ломают, ссорятся между собой и убивают друг друга?

Бог премудрым Своим Промыслом старается уменьшить, ограничить количество творимого человеками зла, применяя порой горькие врачевства (полезное — не всегда приятное) ради главного: спасения душ наших для подлинной жизни — жизни в Вечности. Мы веруем, что краткое земное бытие — лишь экзамен на Вечность, но его нельзя провалить, и любящий Господь долготерпеливо и настойчиво Ему известными многоразличными способами возвращает и народы, и отдельного человека к тому, что отверзает врата Жизни Вечной: вере, покаянию, любви.

Перефразируя поэта, скажем: сети “Интернета” притащили мертвеца, да еще смердящего. Неужели приснопамятные времена Емельяна Ярославского и “научного” атеизма еще не кончились?..

Приметы времени

Кажется, вся Америка, да и весь мир, судачат о Билле Клинтоне и мисс Левински. Столь живой интерес публики, конечно, вызван тем, что главное действующее лицо скандала — сам президент США. Менее всего хотелось осуждать американского президента. Происшедшее — его личная проблема. Но есть в этой истории нечто, заставляющее увидеть в ней знамение времени.

Обратимся к истории. XVII век был временем острейшей религиозной борьбы в Европе. Гугеноты (последователи Кальвина) потерпели поражение во Франции. Молодая англиканская церковь, поддерживаемая королевской властью, теснила и преследовала многочисленные секты пуритан, квакеров, баптистов и др., плодившиеся (в Англии) как грибы после дождя. Преследования властей побуждали религиозных экстремистов-богоискателей тысячами бежать в Новый Свет.

Здесь многочисленные религиозные движения, можно сказать, обрели вторую родину. Себя пилигримы называли не иначе, как новым Израилем, свое переселение — исходом, свою новую родину — новым Ханааном, индейцев — хананеянами, с которыми, конечно, надлежало поступить так же, как Иисус Навин поступил с древними жителями Обетованной земли (т.е. попросту уничтожить). Вся жизнь переселенцев в Америке получала, таким образом, религиозное осмысление. Со временем хозяйственные хлопоты и заботы повседневности охладили религиозный пыл пионеров. Но богоискательство не иссякало, порождая новые движения, порой весьма массовые (мормоны, адвентисты и др.)

Эти стремления наложили свой отпечаток и на политическую жизнь государства. Конституция, основной закон, которым так гордится Америка, принятая в конце XVIII века, явилась не столько сводом политических деклараций, сколько кодексом религиозно-моральных предписаний, во многом повторяющих библейские установления.Президент США есть гарант Конституции. В этом смысле его должность имеет печать некой священности. Поэтому тот факт, что во главе государства ныне находится человек, преступивший седьмую заповедь “не прелюбодействуй”, (и это оставляет большинство достаточно равнодушным, разговоры об импичменте носят сугубо политический характер), говорит о глубочайшем кризисе устоев американского общества.

История похождений Билла Клинтона является как бы “сексуальной революцией сверху”, дополняющей такую же “революцию снизу”, начавшуюся в 60-х годах с движения хиппи. В свое время об этом феномене писали как о протесте “против ханжеской буржуазной морали”, но по сути, это принципиально антихристианское явление, полная противоположность ценностям и идеалам христианства. Его стержнем стала вседозволенность. И если в целом общественная мораль тех лет отталкивала подобные формы “протеста”, то к исходу 80-х она становится все либеральней. Голливуд становится зеркалом этих тенденций: от сдержанных наивно-романтичных фильмов 60-х он дрейфует к иэображению насилия, разнузданности и откровенного эротизма едва ли не всех лент 90-х. Скрытая и явная эротика закладывается в рекламные ролики и даже в мультфильмы.Эротизм, вообще, культ чувственного, телесного, стал приметой повседневности наряду с компьютеризацией, технизацией жизни, страстью к потреблению. Индустрия развлечений в США переживает постоянный бум (только 30% населения США, способного к труду, работает в сфере производства).

Снижается религиозность американского общества в целом. Растет число агностиков (тех, кто в отличие от атеистов, отрицающих бытие Божие, просто не задумывается о Боге). Расцветает бытовой оккультизм — все больше и больше американцев прибегают к услугам астрологов, экстрасенсов, гадалок, разного рода шаманов и магов. Христианские деноминации все более и более вырождаются либо в нехристианские движения (“Свидетели Иеговы”, “Церковь Муна” и др.), либо в пошлые шоу с кривляющимися проповедниками и развязными “евангелистами”, скорее напоминающими рекламных агентов или провинциальных цирковых зазывал.

На фоне всего этого “маленькое приключение” Билла Клинтона выглядит, пожалуй, апокалиптично, символизируя торжество плоти над духом. Учитывая амбиции США, претензии на всеобьемлющее мировое лидерство и проистекающее отсюда стремление навязать всему миру свои идеалы, можно сказать: критическая масса бездуховности нарастает во всемирных масштабах. И кто знает, столь малое происшествие не послужит ли эмблемой наступающего царства апостасии (богоотступничества) и грядущего торжества антихриста?

Hosted by uCoz